Приятного прочтения!
Глава третья ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ (1846—1848)
сознательное выражение интересов пролетариата, связанное с пониманием его всемирно-исторической роли,
— материалистическое понимание истории,
понимание объективной необходимости коммунистической революции как результата классовой борьбы пролетариата,
— понимание коммунистического общества как закономерного результата объективного исторического развития.
Очевидно, что в теоретическом отношении все эти отличия обусловлены материалистическим пониманием истории, а в социальном отношении — классовой природой марксизма, выражающего интересы современного, созданного крупной промышленностью пролетариата. В критически-утопическом социализме и коммунизме различаются две стороны — критическая и утопическая. Об утопизме предшественников авторы «Манифеста» пишут: «Их положительные выводы насчет будущего общества, например, уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение семьи, частной наживы, наемного труда, провозглашение общественной гармонии, превращение государства в простое управление производством,— все эти положения выражают лишь необходимость устранения классовой противоположности, которая только что начинала развиваться и была известна им лишь в ее первичной бесформенной неопределенности. Поэтому и положения эти имеют еще совершенно утопический характер».
Таким образом, положительные выводы утопистов относительно будущего общества сводятся к требованию уничтожить классовую противоположность, а это последнее — к требованию уничтожить частную собственность. Схематически это можно представить так:
— уничтожение противоположности (различия) между городом и деревней
— уничтожение семьи
— уничтожение частной наживы
— уничтожение наемного труда
— установление общественной гармонии
— превращение государства в простое управление производством