Приятного прочтения!

Глава вторая     ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА (1845—1846)

Итак, революция — это двуединый процесс: изменение условий жизни людей и в то же время изменение самих людей, совершающих революцию. Эта замечательная мысль принадлежит Марксу. «Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности, или самоизменения, может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика»,— писал он в «Тезисах о Фейербахе». «В революционной деятельности изменение самого себя совпадает с преобразованием обстоятельств»,— говорится в «Немецкой идеологии».

Так Маркс и Энгельс обосновывают необходимость коммунистической революции, коммунистического преобразования общества.

 

6. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс впервые, правда пока в самом общем, еще не вполне определенном виде, высказали идею диктатуры пролетариата — важнейшую идею политического учения марксизма. Вот эта исторически первая формулировка: «каждый стремящийся к господству класс,— даже если его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще,— должен прежде всего завоевать себе политическую власть».

Еще до 1845 г. Маркс и Энгельс приближались к такому выводу. Здесь они его уже сделали. Действительно, завоевание политической власти, установление классового господства пролетариата и, как ясно из всего контекста «Немецкой идеологии», именно революционным путем, а затем уничтожение частной собственности, классов и тем самым классового господства вообще — что это, как не основные элементы специфически марксистского учения о диктатуре пролетариата?.

Приведенное место — где говорится, что господство пролетариата обусловливает уничтожение господства вообще,— было написано, по всей вероятности, в ноябре — декабре 1845 г., а впоследствии появление идеи об отмирании государства Энгельс датировал как раз 1845 г. и указывал, что они с Марксом «всегда считали», что, до того как государство отомрет, необходима будет диктатура пролетариата.

В более поздней части рукописи «Немецкой идеологии», относящейся уже к марту—апрелю 1846 г., мы находим прямое указание на исчезновение в будущем государства и, возможно, второе, косвенное указание на период диктатуры пролетариата: «коммунистическая революция, уничтожающая разделение труда, в конечном итоге устраняет политические учреждения».

От кого из авторов «Немецкой идеологии» исходит идея диктатуры пролетариата, сказать трудно. Подходы к ней можно обнаружить в трех статьях Энгельса «Положение Англии», написанных в январе — марте 1844 г. , в «Экономическо-философских рукописях» Маркса (апрель — август 1844 г.) и в его статье «Критические заметки...», датированной 31 июля 1844 г. Так что у Энгельса подход к этой идее обнаруживается несколько раньше. С другой стороны, как видно из приведенного письма Маркса Вейдемейеру, сам Маркс относил идею диктатуры пролетариата к числу того нового, что он — в отличие от буржуазных историков и экономистов — сделал в теории классов и классовой борьбы. Характер соответствующих мест рукописи «Немецкой идеологии» свидетельствует об участии обоих авторов в формулировке самого текста.

Оглавление

О книге

Рекомендована для прочтения.