Приятного прочтения!
Глава вторая ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА (1845—1846)
Все это позволяет считать Маркса и Энгельса соавторами идеи диктатуры пролетариата.
В то же время нельзя не заметить, что идея эта высказывается, так сказать, мимоходом, как нечто само собой разумеющееся. Дело в том, что некоторые из предшественников научного коммунизма в той или иной мере уже подошли к аналогичной идее. Проблема, следовательно, заключается в том, чтобы выделить в ней специфически новое, марксистское содержание.
Впервые в истории коммунизма идею революционной диктатуры трудящихся в переходный период выдвинули бабувисты. Эту идею унаследовал от них Бланки, но революционную диктатуру он представлял себе как диктатуру небольшого числа революционеров. К бабувистской традиции примыкает и Вейтлинг, считавший, что для установления новой организации общества в переходный период необходима будет диктатура, но он никак не конкретизирует своих представлений. В отличие от своих предшественников основоположники научного коммунизма понимают диктатуру пролетариата как диктатуру класса, и притом как диктатуру класса, созданного развитием крупной промышленности,— современного пролетариата.
7. КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
А теперь рассмотрим высказывания о собственно коммунистическом обществе.
Содержание высказываний крайне разнообразно и многопланово, затронуты почти все проблемы теории коммунистического общества. В основе ее лежит материалистическое понимание истории, согласно которому структура общества имеет вид: производительные силы — производственные отношения — политическая надстройка — формы общественного сознания. В таком порядке, очевидно, и следует рассматривать особенности коммунистического общества. Эту схему мы будем постоянно иметь в виду, но начнем пока с ее второго звена, к которому относится традиционно главный вопрос всякой коммунистической теории — об уничтожении частной собственности.
Уничтожение частной собственности
Коммунистическая революция и в «Немецкой идеологии» отождествляется с уничтожением частной собственности. Вместе с тем это основное положение здесь конкретизируется.
Разработав материалистическое понимание истории, Маркс и Энгельс научно точно выяснили то место, которое частная собственность занимает в общей структуре классового общества: частная собственность — это основа, базис данного общества; она определяет его политическую и идеологическую надстройку и, в_ свою очередь, обусловливается определенным уровнем развития производительных сил.
Уничтожение частной собственности влечет за собой уничтожение классов, противоположности между городом и деревней, обособленного домашнего хозяйства и т. д.