Приятного прочтения!
Глава вторая ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА (1845—1846)
Selbstbetatigung). Труд превратится в самодеятельность; деятельность по внешнему принуждению — в деятельность но внутреннему побуждению. Это приведет к всестороннему развитию индивидов.
Коммунистическая революция уничтожает разделение труда и его следствия, в том числе и отчуждение социальной деятельности. Объединившиеся индивиды начинают контролировать свою совокупную деятельность, господствовать над ней. Но условием и основой господства над социальными силами является контроль над производством как основой общественной деятельности. Вывод о необходимости такого контроля и делается в «Немецкой идеологии».
О необходимости сознательного руководства производством говорили и предшественники Маркса и Энгельса. Но только на основе материалистического пониманий истории стала вполне ясна решающая роль этой стороны сознательной деятельности, будущего общества.
Общение (общественные отношения)
С коммунистическим регулированием производства люди подчиняют своей власти и способ своих взаимных отношений, очевидно не только производственные, но и — определяемые ими — все общественные отношения. До сих пор развитие общества происходило стихийно, отныне оно приобретает сознательный, планомерный характер.
Вместе с универсальным характером производства развивается и универсальный характер общения. Не только производственная, но и всякая вообще деятельность людей приобретает с развитием крупной промышленности характер всесторонней взаимосвязи и зависимости. «Всесторонняя зависимость, эта стихийно сложившаяся форма всемирно-исторической совместной деятельности индивидов, превращается благодаря коммунистической революции в контроль и сознательное господство над силами, которые, будучи порождены воздействием людей друг на друга, до сих пор казались им совершенно чуждыми силами и в качестве таковых господствовали над ними».
В коммунистическом обществе люди сообща контролируют условия существования всех членов общества. Предпосылкой этого является объединение класса, совершающего революцию. Революционные пролетарии, объединившись, ставят под свой контроль «как условия своего собственного существования, так и условия существования всех членов общества». («Такими условиями существования являются, конечно, лишь имеющиеся налицо производительные силы и формы общения».) Пролетариат, совершающий революцию, ставит под свой контроль «условия свободного развития и движения индивидов, условия, которые до сих пор предоставлялись власти случая и противостояли отдельным 1 индивидам как нечто самостоятельное...».
Одна из отличительных черт будущего общества — сознательный контроль над всеми вообще условиями жизни общестиа. Это относится, например, и к языку как средству общения: «Само собой разумеется, что в свое время индивиды целиком возьмут под свои контроль и этот продукт рода».