Приятного прочтения!

Глава пятая     УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕОРИИ (1871—1883)

тома «Капитала» Маркс развивал по существу ту же самую концепцию: «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа,  диктуемая  нуждой  и  внешней целесообразностью,  следовательно,  по  природе  вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства». Материальное  производство — это царство естественной необходимости.  «Свобода в этой области может заключаться лишь в том, что коллективный  человек,  ассоциированные  производители  рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними как слепая сила... Но тем не менее это все же остается царством необходимости. По ту   сторону   его   начинается   развитие   человеческих сил,   которое   является   самоцелью,   истинное   царство свободы,  которое, однако,  может  расцвести  лишь  на этом царстве необходимости, как на своем базисе».

При переходе к подлинно человеческому, коммунистическому  обществу  соотношение  между  общественным сознанием и общественным бытием подобно соотношению  между  свободой  и  необходимостью  именно потому, что свобода есть познанная необходимость, как сознание есть осознанное бытие. Сознание в определенном — указанном   Энгельсом — смысле   станет   определять бытие. Это не значит, что бытие перестанет определять сознание; его в конечном счете решающая роль со-

не только к перспективе развития семьи): значительно легче предвидеть, что именно исчезнет, чего не будет, чем то, что появится, что разовьется в будущем. И он еще раз подчеркивает: не мы, а люди будущего сами решат свои проблемы.

На что же опирается, что использует Энгельс, прогнозируя развитие семьи в будущем?

Это, во-первых, материалистическое понимание истории и его выводы: определяющая роль экономической основы общества, неизбежность уничтожения частной собственности и замены ее общественной собственностью на средства производства, обусловленная развитием крупной промышленности, и т. д.

Это, во-вторых, диалектический метод: учет всестороннего взаимодействия развивающихся факторов, снятие обеих сторон противоположности и т. д.

В качестве методологических приемов Энгельс использует умозаключения по формуле: «если — то» (экономическая основа — форма семьи), экстраполяцию (развитие форм семьи, развитие индивидуальной половой любви) и т. д.

Опираясь на этот богатейший арсенал средств, в ходе конкретного исследования эволюции форм семьи в прошлом Энгельс приходит к новым выводам относительно дальнейшего развития моногамной семьи. К таким конкретным результатам не приходили до этого ни предшественники, ни сами основоположники научного коммунизма.

Коммунизм как отрицание отрицания

Исследуя первобытное общество и переход от него к обществу, основанному на частной собственности, Энгельс отмечает, что предстоящий переход к коммунистическому обществу приведет к возрождению на новой основе, на более высоком уровне некоторых положительных черт первобытного коммунизма.

Оглавление

О книге

Рекомендована для прочтения.