Приятного прочтения!
Глава пятая УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕОРИИ (1871—1883)
Во всяком случае, эта заметка содержат ту же мысль о возрождении в будущем, коммунистическом обществе ряда положительных черт первобытного коммунизма, которую Энгельс развивает и в своей книге: ассоциация будущего соединит трезвость капиталистических обществ с заботой древних ассоциаций об общем благе членов общества (21,405).
Представление о триаде: первобытный коммунизм — классовое общество — будущее, коммунистическое общество,— не было в 1884 г. чем-то новым. Истоки его уходят в далекое прошлое (С. Франк, Ж.-Ж. Руссо). Из предшественников научного коммунизма его ясно высказывал, например, Морелли. В марксистской литературе оно появляется уже в «Экономическо-философских рукописях» (1844) и в «Немецкой идеологии» (1845—1846). Но 40 лет спустя Энгельс возвращается к нему уже на новой основе — опираясь на исследования общинных форм собственности, проведенные ранее Марксом и им самим, и на исследования Моргана, давшего ключ к новому, более глубокому пониманию первобытной истории. Отсюда и новые выводы относительно будущего, коммунистического общества.
3. ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
Мы видели, что в «Происхождении семьи...» Энгельс точно определяет экономическую задачу коммунистического преобразования общества: обобществление средств производства. На протяжении всего периода после смерти Маркса он настойчиво проводит эту мысль как одно из центральных положений марксистской программы. Ведь речь шла о введении основного экономического требования научного коммунизма в. программы формирующихся социалистических партий. Особенно частым повторение данного требования становится в 90-е годы.
Наиболее сильно значение этого положения Энгельс подчеркнул в своем последнем произведении — во введении к работе Маркса «Классовая борьба во Франции»,— написанном за пять месяцев до смерти: в этой работе Маркса, указал он, «впервые дана формула, в которой рабочие партии всех стран мира единогласно кратко резюмируют свое требование экономического преобразования».
Обобществление средств производства Энгельс обычно рассматривает как превращение всех средств производства в собственность всего общества в целом. В таком смысле оно равноценно уничтожению классов, т. е. всех классовых различий. Поэтому в качестве главного требования коммунистов наряду с обобществлением средств производства Энгельс указывает также и уничтожение классов.
«Наше первое требование — обобществление всех средств и орудий производства». «Уничтожение классов — наше основное требование».
Экономической основой обобществления средств производства является развитие крупного, общественного по своему характеру машинного производства. Поэтому, конкретизируя общее требование, Энгельс указывает, что первоначально должно быть обобществлено только крупное производство. Это он подчеркивает, например, в двух письмах 1890 и 1891 гг. Крупную промышленность и крупное земледелие, говорит он в одном из них, можно будет обобществить очень быстро; остальное, быстрее или медленнее, последует за этим.